Свѣтъ с Востока

Ich sehe was, das siehst du nie

Варакушки-кукушки, или немного о применении Bluetooth-колонок в натуристической фотографии

Оставьте комментарий

Когда-то давно, приблизительно вечность назад, у нас была весна. Не то, чтобы это был мой самый-самый любимый сезон — мне милее всего кусочек лета между солнцестоянием и Танабатой — однако возрождающаяся природа дарит присущие лишь весне возможности и сюжеты. Сначала, конечно, прилетят скворцы — по весне они блистают тропически ярким металлическим отливом, с которым вскоре расстанутся, чтобы сподручнее было сливаться с пейзажами средней полосы Сибири.

Скворцы? Прилетели!

Скворцы? Прилетели!

Вслед за ними подтянутся чёрные коршуны, коих народная орнитология окрестила орлами.

Ну а там доберутся с югов и остальные — зяблики, чеканы, ласточки и десятки других разновидностей пернатых, коих и по именам-то сложно упомнить. В общем, есть, где разгуляться и порезвиться фотографу-натуристу, прежде чем свежие, едва заметные листочки превратятся в непроницаемую зелёную пелену, под покровом которой все эти птички смогут укрыться, построить гнёзда и вывести потомство.

В общем, апрель-май в наших краях — золотая пора для фотоохотника на пернатых. И единственное, что мешает мне полностью погрузиться в этот орнитологический праздник — появление на свет жуков-скакунов, мух-жужжал и, конечно же, моих любимых бабочек. Все они тоже претендуют на внимание фотографа, и перед каждым выездом на пленэр решать, кому из них отдать предпочтение — задачка посложнее пресловутого бинома Ньютона.

Прошлый весенний фотосезон поначалу никаких прорывов не обещал. Всяк погожий выходной день я отправлялся на природу, однако результаты, большей частью, не впечатляли. Из всех тысяч отснятых кадров я в итоге счёл достойными публикации лишь два. Первый из них — чёрный коршун, несущий в когтях символ ушедшей эпохи:

Чёрный коршун озабочен соблюдением масочного режима

Чёрный коршун озабочен соблюдением масочного режима

Второй же — медитативная картинка, где самочка сибирского черноголового чекана идеально попала в тональность песчаного пляжа. Ну а поскольку незадолго до того я наконец-то посмотрел очередную экранизацию самого известного романа Фрэнка Херберта, снимок просто не мог быть назван иначе:

Дюна

Дюна

Закончился апрель, и, с изрядным запозданием, в наш медвежий угол понемногу всё же пробралось весеннее тепло. Я уже морально готовился убрать в шкаф тяжеленный телевик и переключиться на мухожукобабочек, однако события приняли неожиданный оборот. Сразу после майских праздников, выехав за город на электробайке, я свернул с шоссе на просёлочную дорожку, проходившую вдоль мелкой речки, густо заросшей по берегу камышом и кустарниками. В конце зимы мне довелось увидеть в тех местах лисичку, тощую и жутко пугливую. На повторную встречу я не надеялся, но попробовать всё равно стоило.

Лисичка, конечно же, появиться не соизволила. Зато уже издали я заслышал громкое щебетание, а, подойдя чуть поближе, разглядел и его источник. Среди ветвей, уже успевших подёрнуться зеленью, самозабвенно заливалась маленькая разноцветная птичка.

Птичек таких мне встречать уже доводилось, и я даже знал, как её звать: варакушка. С ударением на второй слог, а не на третий, как это ни удивительно. Если и вам доведётся такую встретить, вы тоже её наверняка запомните — в средних широтах Красноярского края мало кто способен тягаться с ней по яркости окраски; ярко-голубую с оранжевым грудку этой птицы просто невозможно не заметить. Однако касается это только самцов; самки варакушки окрашены куда скромнее и не слишком отличаются от всяческих иных мухоловок.

Впервые я познакомился с этой птичкой на огороде у родственников, куда я как-то приехал на отдых с фотоаппаратом и телеобъективом «Таир-3». Всю эту громоздкую технику я взял ради сусликов, которые в изобилии водились на поле поблизости. Сусликов я так и не снял, зато, пока я отдыхал в тени садового домика, на забор уселась невиданная мною ранее птичка с голубым «воротником». Наведя объектив и рассмотрев её получше, я попытался её заснять, но особых успехов не достиг — несколько кадров издали позволили определить садовую гостью, но на большее претендовать не могли. Ну а когда я попытался приблизиться к птичке и взять её планом покрупнее, она просто улетела.

С тех пор варакушки мне на глаза попадались нечасто, даже не каждый год. На сад они больше не прилетали, а где ещё их искать в ближайших окрестносятх, я до прошлой весны не имел ни малейшего представления. Думаю, вы понимаете моё состояние, когда я неожиданно встретил птичку, которую уже много лет мечтал сфотографировать, и, нежданно-негаданно, такую возможность получил. Однако на этом хорошие новости не закончились: следуя за варакушкой, то и дело перелетавшей с одной ветки на другую, чтобы выдать очередную трель, я услышал неподалёку ещё одну, очень похожую песню. Стало быть, варакушек в этих местах было уже как минимум две!

Нащёлкав несколько десятков кадров, я отправился домой смотреть отснятое и стоить планы. Результат съёмок меня не удовлетворил, однако сам факт встречи аж с двумя варакушками сразу обнадёжил. Похоже, я, наконец, раскрыл тайну их места обитания. Оставалось лишь дождаться ближайшего погожего вечера и проверить своё предположение. И на тот случай, если оно окажется верным, я заготовил особое секретное средство, которое просто обязано было обеспечить съёмкам оглушительный успех.

Пролистав данный двоичный журнал на десять лет назад, вы найдёте там историю о том, как я фотографировал зябликов, приманивая их на звукозапись птичьих голосов. В тот раз фотоохотничья хитрость сработала как нельзя лучше, и фото зяблика я сделал. Однако позже, когда я попытался повторить тот же трюк, результаты получались не столь впечатляющие. С синичками разных видов трюк со звукозаписью работал неплохо,

Незатейливые, безыдейные синички

Незатейливые, безыдейные синички

Буроголовая гаичка

Буроголовая гаичка

но вот с менее распространёнными (а потому более интересными) видами птиц мне везло куда меньше. Однако отступаться от своих намерений я не собирался, попытавшись осмыслить причины и сделать выводы. Главным из них было предположение, что мне просто не хватило громкости. Ибо зябликов я приманивал на весьма громкую Nokia 5800XM, а вот всех остальных — на куда более тихий iPhone SE образца 2016 года. Да и вообще мобильник для такого дела мне показался устройством не самым подходящим. Поэтому ещё в самом начале весны я приобрёл Bluetooth-колонку Rombica Mysound Pulse.

Достоинств у неё было целых два: цена и габариты. При толщине 3,5 сантиметра и заявленной производителем мощности 6 ватт (чему я, конечно, не поверил) устройство умещалось на ладони. В остальном же это была самая обычная Bluetooth-колонка с весьма средненьким качеством звука, слотом под карту MicroSD и встроенным аккумулятором, которого должно было хватить на несколько часов съёмок.

Записи птичьих голосов я взял с сайта onbird.ru (увы, ныне недействующего); поскольку функцией циклического воспроизведения трека колонка была обделена, а исходные звуковые файлы продолжительностью не отличались, пришлось ударными темпами освоить бесплатный аудиоредактор MP3DirectCut, среди прочих достоинств обладавший функцией нормализации громкости и редактирования MP3-файлов без перекодирования. Несколько операций копирования-вставки, и двухминутные аудиотреки превратились в 15-20-минутные.

Однако погоды стояли холодные, мокрые и нетворческие , и осуществить задуманное удалось лишь неделю спустя. Однако едва к нам вернулось тепло и солнце, как я во всеоружии направился к месту обитания варакушек. Добравшись до места и спешившись, я поначалу никого не заметил. Но стоило лишь включить нужную запись, как менее, чем через минуту из кустов послышались ответные трели, а там уж я разглядел и самого маленького певца.

Птичка определённо восприняла звуковоспроизводящее устройство как конкурента. Усевшись на ветке, она принялась выводить замысловатые трели, видимо, в надежде, что электронный болван, будучи посрамлён и унижен в певческом соревновании, бежит с позором. Увы ей — современная электроника не ведает ни стыда, ни усталости. Зато этот концерт привлёк внимание ещё одной варакушки, тоже решившей продемонстрировать свои вокальные данные. Так у меня стало в два раза больше моделей для фотосъёмки. Поснимав с полчаса, я подумал, что хватит уже нервировать птичек и отправился домой смотреть, что у меня получилось.

Следующую попытку я предпринял уже через день, на том же самом месте и с той же самой колонкой. И вновь долго ждать мне не пришлось, откуда-то из зарослей ивняка появилась варакушка, уселась на вертикально торчавшую ветку и принялась разливаться соловьём. Насчёт соловья, кстати, то это не только лишь фигура речи: научное название этой птички «Luscinia svecica», дословно — «Шведский соловей». Птичка эта действительно принадлежит к роду соловьиных и выглядит ярче и наряднее многих своих родственников.

Лучшую позицию для съёмки трудно было бы представить, но тут в поле зрения попала ещё одна деталь, я которую тут же захотел добавить на снимок: растущую Луну. Первая идея, которая приходит в голову — поющая птица на фоне лунного диска, но…

Во-первых, это было бы слишком прямолинейно. Во-вторых, трудноосуществимо технически: и варакушка, и Луна были приблизительно одинакового размера. Можно, конечно, отойти подальше и сделать птичку поменьше, но пришлось бы принести в жертву детализацию, а я к такой жертве был не готов.

И, наконец, пускай сидящую в нескольких метрах птичку и удалённую на три с лишним сотни тысяч километров Луну невооружённый глаз видел почти одинаково чёткими, но вот в резко изображаемом пространстве 600-миллиметрового телеобъектива вместе они не умещались. А это уже обещало много кропотливой работы в Photoshop’е с совсем не очевидным результатом.

Поэтому я предпочёл сделать Луну не фоном, а одним из смысловых центров, превратив таким образом снимок в метафору собственного «backstage», того, что осталось за рамками и по ту сторону кадра.

Варакушка варакукает на растущую Луну

Варакушка варакукает на растущую Луну

Что же до технической проблемы с глубиной резкости, тут мне помог стекинг. Отсняв достаточно кадров с поющей птичкой, я зафиксировал выдержку, перефокусировался на Луну и снял её отдельным планом. Совсем без графического редактора, конечно, не обошлось, однако в этом варианте вмешательство выглядело более оправданным концептуально и менее трудоёмким технически. По сути, я лишь воссоздавал то, что видел глаз, но не могла запечатлеть камера.

Поездив на то место ещё с неделю, более замечательных результатов я так и не добился. Ну а потом варакушки занялись гнездованием, и я почёл за благо больше их не беспокоить. Тем более, что у меня уже вызревала новая идея.

Последние дни мая в наших краях для фотографа и без того трудная пора — хочется снять и то, и другое, и третье. В городских парках вовсю резвятся молодые дрозды,

Купание молодого дрозда

Купание молодого дрозда

вдоль небольших речушек свеженародившиеся бабочки пробуют на вкус нехитрые лесные цветы,

в полях обустраивают свою личную жизнь сибирские черноголовые чеканы.

Почирикаем?

Почирикаем?

Чомги, цапли, ондатры, ласточки-береговушки — все жаждут своей доли внимания.

Чомга

Чомга

Задумчивый ондатр

Задумчивый ондатр

Однако куда бы вы не отправились, рано или поздно наверняка услышите монотонное кукование. Ибо что за весна без кукушек?

Услышать кукушку не в пример легче, чем увидеть. Даже если кукует она где-то совсем рядом, высмотреть её среди листвы и ветвей получается далеко не всегда. Иногда, перелетев с одного дерева на другое, кукушка тем себя выдаёт и предоставляет возможность себя разглядеть. Чаще же случается и так, что она так и продолжает прятаться где-то в кроне дерева, ехидно наблюдая, как обкукованная жертва ходит кругами, но так никого и не замечает.

Однако для фотоснимка просто увидеть кукушку недостаточно. Нужно выманить её из гущи ветвей, дождаться от птицы подходящей позы, а от света — чтобы он лёг мягко и ровно, без контрастных теней. В общем, хлопотное это дело — снимать кукушек. Но, может быть, трюк с колонкой поможет и в этом?

Как-то в седьмом часу, проезжая через поля возле посёлка Додоново, я услышал в придорожном березняке кукование. Спешившись, я прошёл с камерой наперевес полсотни метров сначала в одну сторону, потом в другую, однако источник его так и не нашёл. И тогда я подумал: «А почему бы не включить колонку?». Сначала я включил обычное монотонное «ку-ку», которое все мы много не единожды слышали, и принялся наблюдать, какой эффект это возымеет.

Кукушка меня определённо услышала и проявила интерес: сначала — в виде более активного кукования, а через несколько минут она и вовсе покинула хитросплетение листов и ветвей, и уселась на одинокой ветке, внимательно обозревая окрестности. Для фотографирования она расположилась не лучшим образом, но, по крайней мере, её хотя бы было видно. Так она минут десять перекуковывалась с моей колонкой, не предпринимая, однако, никаких попыток спуститься пониже. Проведя десять минут в напряжённом ожидании с тяжеленным телевиком наперевес без всякого результата, я решился на крайние меры.

Помимо обычных кукушачьих «песен» я записал на карту памяти ещё и вопли, которые самец издаёт при виде самки — быстрое низкое кукование, перемежающееся переливистымим трелями. Расчёт был на то, что похотливый кукух (знаменитое «ку-ку» на самом деле ни что иное, как брачная песня самца), заслышав голос более удачливого соперника, попытается как-то себя проявить. Результат превзошёл всяческие ожидания: кукух практически сразу сменил дислокацию и принялся активно демонстрировать свои достоинства, выпятив грудь, выгнув спину и распустив хвост.

Кукух

Кукух

По его представлениям, после такого эротического шоу самка просто обязана была немедленно броситься в его объятья. А если она почему-то всё ещё этого не сделала, то она, наверное, плохо слышит. А потому нужно подобраться к ней поближе и куковать погромче. Покуковав минут пять, и так и не дождавшись свою «половинку», кукух перешёл к активным действиям. Слетев с насиженной ветки, он, распустив хвост, несколько раз подряд пронёсся на бреющем полёте прямо у меня над головой. Такого напора я не ожидал и даже занервничал, вдруг он и меня примет за сексуального конкурента и попытается силой отбить несуществующую самку? Сама-то птичка хоть и не особо велика, но всё же клюв и когти — при ней.

Однако все эти манёвры, похоже, выражали не агрессию, а крайнее недоумение: как же, источник звука — вот он, а ни самки, ни соперника и близко не видать. Впрочем, откуда лесной обитательнице знать о достижениях человеческой цивилизации вообще и о зелёных пластиковых коробках, способных имитировать голоса птиц, в особенности?

Ну а тем временем обманутый в лучших чувствах кукух совершил нечто совсем уж неожиданное: уселся на тоненькую ивовую веточку едва ли не на уровне глаз, и вновь принялся самозабвенно вертеть хвостом, как будто призывая себя сфотографировать. И, как вы наверняка уже догадались, я такую возможность не упустил.

Дальше грянул июнь, деревья закутались в свежую зелень, скрыв от глаз людских обитающую в листве пернатую живность. Иногда, правда, удавалось заснять по случаю что-нибудь интересное и без всяких ухищрений, просто по воле случая:

Но в общем и целом с приходом лета мои фотографические интересы сместилась в сторону бабочкографии, а Bluetooth-колонка легла на полку дожидаться нового сезона.

Оставьте комментарий