Свѣтъ с Востока

Ich sehe was, das siehst du nie

Этот безумный, безумный, безумный фильтр! Мой опыт о светофильтре Marumi DHG ND-100000.

1 комментарий

こんばんは、みんなさま, что по-русски означает «доброго вам вечера, достопочтенные господа». Сегодняшний крео я не могу не начать с выражения глубочайшей своей благодарности Японии за то, что она у нас есть, ибо, не будь её, мы были бы лишены столь многого, что даже случайная мысль о том смущает разум и колеблет душевное равновесие. Ещё со времён латинян известно нам, что свет приходит с Востока, и вот теперь я имею изрядные основания дополнить крылатую фразу древних римлян: Восток дарует нам не только свет, но и тьму. Ну ладно, пусть не дарует, а продаёт, и продаёт недёшево — но ведь другие и того не делают!

Не так давно, а именно — в моём крео по поводу прохождения Венеры по солнечному диску, я сетовал, что не довелось мне своевременно прикупить нейтральный фильтр для съёмки этого, без преувеличения, эпохального события, и потому пришлось обходиться вырезкой из антикварной дискеты. Однако надежда узреть воочию солнечное затмение меня не оставляет, да и вне затмения на Солнце иногда случаются разные интересные вещи, от обычных солнечных пятен, до месячной давности Ужасающей Трещины на Солнце, которая неизбежно расколола бы дневное светило вдребезги напополам, если бы специалисты по солнечным трещинам не изучили её внимательно в свои телескопы и своевременно не дезавуировали паникёрские заявления. И вот для того, чтобы фотографически запечатлевать всю эту фигню астрономических масштабов, я и озаботился раздобыванием могучего нейтрально-серого фильтра, способного остановить напор безудержных фотонов, яростно изрыгаемых ближайшей к нам звездой.

Однако раздобыть такой фильтр оказалось задачей не из лёгких. Перво-наперво я уселся за изучение рыночных предложений, способных удовлетворить мой извращённый спрос. Отечественный производитель такие светофильтры выпускает для лабораторных целей, однако поштучно они не продаются, а покупка набора ценой чуть менее 100 тысяч рублей ради одной стекляшки как-то слишком уж сильно выходила за границы добра и зла. Чуть позже нашёлся некий high-quality resin filter от Cokin, но, почитав про это элитное резинотехническое изделие поподробнее, я пришёл к выводу, что quality у него недостаточно high для моих претензий. Американская Thor labs, которая делала отличные фильтры и занедорого, но только под резьбу 40.5мм, тоже пришлась не ко двору: идей о том, как натянуть 40мм фильтр на в полтора раза большую переднюю линзу «Таира-3», у меня так и не родилось. Я уже было почти смирился с покупкой ND-10000 от Heliopan — формула из старинной книжки по астрофотографии свидетельствовала, что если объектив как следует задиафрагмировать, то ослабления светового потока в 10000 раз едва-едва, но хватает, чтобы снимать Солнце на предельно коротких выдержках. Однако тут в дело вмешалась Япония и спасла положение: после того, как затмение 29 мая и транзит Венеры от 6 июня остались в прошлом, дефицит на сверхтёмные фильтры пошёл на убыль и в середине июля на всемирной е-барахолке вновь появились 77мм Marumi DHG ND-100000 и его 67мм аналог от Kenko. Решено было брать первый, ибо резьба под фильтр на «Таире» имеет диаметр 72мм, и вообще «чем больше, тем лучше» и «будет лишнее — отрежешь, а не хватит — не приставишь». Всё это счастье влетело в изрядную копеечку, а именно в $125, из которых четверть взяли за доставку. Заодно я заказал и два повышающих кольца с 72 на 77 для «Таира-3С» и с 67 на 77 — для 100/2.8L Macro, благо стоили они сущие гроши. И потянулись дни ожидания.

Не прошло и двух недель, как фильтр уже был в моих дрожащих от вожделения ладошках — оно и неудивительно, за 34-то бакса. Конечно же, он был тут же распакован, осмотрен и, по мере возможностей, опробован. Первые же наблюдения показали: покуда солнце скрывалось за тучами, сквозь фильтр не было видно совершенно нифига, и лишь когда облака соизволили на полчаса оставить в покое нашу самую главную звезду, она предстала в виде неяркого желтоватого кружочка с чётко очерченными краями, на который можно было смотреть, ничуть не напрягая зрение. Как следует проверить фотографические возможности фильтра на тот момент не представилось возможным за отсутствием таковых: единственным объективом, к которому фильтр подошёл без всяких колец и адаптеров, был 17-55 IS USM, которым Солнце не особо и поснимаешь (полмиллиметровый кружок с одним едва различимым пятнышком — совсем не то, о чём я мечтал). Этого, тем не менее, было достаточно, чтобы убедиться в достаточной плотности фильтра, отсутствии цветовых искажений и падения разрешения (чего я более всего опасался). Кроме того, обнаружилось полное отсутствие на этом фильтре давно уже ставшего привычным многослойного просветления; правда, зачем наносить покрытие, улучшающее светопропускание, на фильтр, предназначенный для светонепропускания — вопрос до крайности философский. В общем и целом, до того, как прибыло самое главное повышающее кольцо, мне оставалось по большей части созерцать инструкцию к этому фильтру и лишь предвкушать его использование по прямому назначению. Но и созерцать, уж поверьте, было что.

Японская промышленность традиционно проявляет трогательную заботу о своём родном потребителе, выпуская к разным знаменательным событиям особо эксклюзивные продукты. Если даже к сезону цветения сакуры «Асахи» выпускает особое весеннее пиво в праздничных банках с нежно-розовыми цветочками, то такое редчайшее событие, как кольцевое солнечное затмение, полоса которого накрыла Японию почти полностью, уж точно не могло пройти незамеченным. Дизайн коробочки, собственно, и намекает на то, что внутри не обычный кусок оптического стекла, а эксклюзивный продукт, выпущенный в ограниченном количестве к знаменательной дате 29.05.2012 и обладающий легендарным японским качеством.

Фильтр Marumi DHG ND-100000, упаковка

Фильтр Marumi DHG ND-100000, упаковка

Внутри упаковки обнаружилась круглая коробочка с собственно фильтром и краткая инструкция, повествующая о том, какое огромное счастье привалило владельцу фильтра и как этим счастьем правильно распорядиться. Инструкция, разумеется, была исполнена на отличном японском языке, незначительные же вкрапления гайдзинской мовы вроде экзотического словечка «biginer» стоит воспринимать исключительно как дизайнерские изыски. Для всех прочих, кто не владеет вторым великим и могучим, но кому этот фильтр случайно мог попасть в руки, текст был уснащён картинками, облегчающими понимание, что почём в этом мире. Правда, карта движения лунной тени по Японии и обстоятельств прохождения Венеры по Солнцу к моменту приобретения мной фильтра уже безвозвратно устарели и годились разве только чтобы навевать ностальгические воспоминания. Зато очень растрогала подробная табличка, поясняющая, какую выдержку рекомендуется выставлять на камере при заданной диафрагме и фазе затмения.

Инструкция к фильтру Marumi DHG ND-100000, титульный лист

Инструкция к фильтру Marumi DHG ND-100000, титульный лист

Инструкция к фильтру Marumi DHG ND-100000, карта затмения 29.05.2012

Инструкция к фильтру Marumi DHG ND-100000, карта затмения 29.05.2012

Инструкция к фильтру Marumi DHG ND-100000, обстоятельства затмения 29.05.2012 и прохождения Венеры по диску Солнца 06.06.2012

Инструкция к фильтру Marumi DHG ND-100000, обстоятельства затмения 29.05.2012 и прохождения Венеры по диску Солнца 06.06.2012

Инструкция к фильтру Marumi DHG ND-100000, правила пользования

Инструкция к фильтру Marumi DHG ND-100000, правила пользования

Инструкция к фильтру Marumi DHG ND-100000, крепление фильтра к камере и рекомендуемые параметры съёмки

Инструкция к фильтру Marumi DHG ND-100000, крепление фильтра к камере и рекомендуемые параметры съёмки

Инструкция к фильтру Marumi DHG ND-100000, окончание

Инструкция к фильтру Marumi DHG ND-100000, окончание

Для тех, кто снимал затмение в первый (и, возможно, единственный) раз в жизни, такая табличка архиактуальна, а поскольку дальнейшие затмения, я надеюсь, всё же не обойдут стороной нашу планету вообще и меня — особенно, она будет небесполезна и в будущем. Ну а та колонка, которая относится к чистому солнечному диску, будет работоспособна вообще в любой ясный день. Цифры в табличке приведены для чувствительности в 100 единиц ISO, но пересчитать их под мои конкретные Canon 50D и NEX-5, у которых минимальная чувствительность — 200, труда не составило. Я, впрочем, предпочёл определять выдержку самым научным из всех методов — методом тыка, тем более, что линзы у «Таира» толстые и светопотери в них не могли не сказаться на результате. В общем, я определил, что лучше всего Солнце у меня снималось на выдержке 1/640 или 1/800 секунды против рекомендованных 1/2000.

В первый день осени, после пяти недель пути из далёкого Гонконга, я, наконец, получил и самое нужное из двух повышающих колец: по неукоснительно соблюдаемому закону подлости оно ехало дольше всего прочего, что я заказывал вместе с ним. День знаний в этом году выдался тёплый и солнечный, что для наших краёв нечастое везение, однако небо было затянуто лёгкой облачностью и, сфотографировав солнечный диск, я был несколько разочарован полученной картинкой: контраст на солнечных пятнах мне показался недостаточным, а полутени вокруг пятен пришлось добывать безжалостным фотошопингом. Однако проснувшись назавтра в одиннадцатом часу утра и узрев над лоджией чистое и ярко-голубое небо, я повторил попытку, и на этот раз «Таир» меня не подвёл: пятна стали контрастнее, полутени на снимке читались вполне отчётливо, а кое-где даже просматривались факельные поля. Вот уже результат, вполне достойный 125 условно-зелёных единиц, затраченных на его получение.

Солнечный диск 2 сентября 2012 г.

Солнечный диск 2 сентября 2012 г.

Однако стоит ли ограничивать применение столь редкого, оригинального и недешёвого фильтра одним лишь астрофото? Поразмыслив, для чего его ещё можно было бы использовать, я подумал, что наиболее перспективны для съёмки с этим фильтром водные поверхности и быстро движущиеся облака. При большом желании можно получить даже HDR с солнечным диском, заснять который без по-настоящему плотного фильтра можно разве что перед закатом или сквозь достаточно плотную облачность. Однако пейзажная фотография — совсем не мой конёк, да и вдохновения особого не было, поэтому я ограничился нехитрым вечерним HDR-фото нашей местной речушки, на котором, впрочем, эффект фильтра проявился в полной мере.

Река Байкал раннесентябрьским вечером. HDR.

Река Байкал раннесентябрьским вечером. HDR.

Заодно и выяснилось, что для традиционных жанров этот фильтр слишком тёмный; чтобы получить нормально экспонированный кадр мне понадобилась 30-секундная выдержка при диафрагме 4 и ISO800, поэтому для съёмок с таким фильтром на пленэре нужно выбирать либо дни, когда стоит мёртвый штиль, либо объекты, которые не под силу качнуть случайному ветерку. Оно и понятно, удлиннение выдержки на 16.5 ступеней — это не хухры-мухры. Так что любителям «молочных рек» есть смысл ограничиться в 10 раз более светлым ND-10000, а то и обычным «тысячником», а по-настоящему суровые фильтры оставить узкому кругу любителей снимать Солнце, электросварочные дуги и нити накаливания в электрических лампочках.

Да, узок наш круг и страшно далеки мы от народа — но тем более приятно осознавать, что в далёкой Японии о нас знают, нас любят и, может быть, даже ждут. Так что более, чем уместным завершением данному крео будет:

Слава Японии!
IJDM!

1 thoughts on “Этот безумный, безумный, безумный фильтр! Мой опыт о светофильтре Marumi DHG ND-100000.

  1. Уведомление: Этот безумный, безумный, безумный фильтр — 2! Фокусируемся с Kase Bright Star. | Свѣтъ с Востока

Оставьте комментарий