Свѣтъ с Востока

Ich sehe was, das siehst du nie

Слово о Китае, моноподной головке Sirui L-10 и несовершенстве подлунного мира

Оставьте комментарий

Нименхао, достопочтенные читатели, фтыкатели и случайные заходители. Нет-нет, вы про меня плохого не подумайте, страну Ямато я на Поднебесную не променяю и китайский заместо японского учить не начну. Просто речь у нас сегодня пойдёт о роли и месте Китая на картине мироздания вообще и значении Поднебесной в области фотолюбительства в частности. А значение это воистину огромно и, я бы даже сказал, безгранично. Ибо как-то в один день, а может быть и ночь, бросил я взгляд на заднюю крышку iPad’а, и тут открылось мне, что едва ли не всё, нас окружающее, что сделано руками человеческими, бытием своим обязано китайцам. И даже лукавой надписи «Designed by Apple in California» не под силу скрыть от пытливого сознания беспощадную правду о происхождении оного планшета. Давно ли Китай виделся нам далёкой и почти нереальной родиной треников «Абибас», резиновых тапочек, противно пиликающих зажигалок «с музыкой» и прочей продукции, свято блюдущей традиции низких цен, с лихвой компенсируемых ещё более низким качеством? Однако шли годы, некогда тощий и облезлый дракон отъелся, залоснился, вошёл в силу и никому более не позволяет смотреть на себя с высока и уж тем паче — дёргать за усы. И ежели лет пять назад идею завести китайский телефон я отверг бы с негодованием, то не далее, как в этом году, за GPRS-модем эпической марки «Хуавей» я выложил в Таиланде 3700 бат без всяких колебаний. Да что там телефоны — едва ли не всем, что у него есть в жизни, современный городской житель обязан Китаю; самая жизнь его, от коляски до кресла-качалки и клетчатого пледа, несёт на себе клеймо «Made in China». И не за горами уже тот день, когда вся планета будет встречать Новый год не по григорианскому календарю, а по китайскому.

В то время, как скучающий обыватель, вложившийся в курсы английского, от разверзшейся перспективы тотальной китаизации всего пребывает в глубоком шоке и трауре по своим инвестициям, фотолюбительская общественность экспансию китайской продукции сугубо приветствует. Ибо фотография требует, помимо желания ей заниматься и времени на это, некоторых технических приспособлений. И тут-то китайский производитель услужливо предоставляет нам почти всё, что для этого занятия необходимо, и — что немаловажно — по весьма привлекательным ценам. Невозможно описать словами радость и ликование, охватившее фотолюбительскую общественность, когда на небосводе засияла звезда по имени Benro. До той поры для многих карбоновый штатив был предметом роскоши, желанным, однако несуразно дорогим. Benro же вывела на рынок свой карбон по цене в два раза ниже, чем у именитых производителей, что облегчило тяготы (а заодно и кошельки) немалого числа искателей устойчивых штативов. Меня, впрочем, эта революция до поры обошла стороной — у меня уже имелся Manfrotto 055, менять который на новомодный карбон я не ощутил необходимости. Зато не так давно я сподобился заменить родную для оного штатива голову 486RC2 (к которой я два года безуспешно пытался купить сменные площадки с винтами на 1/4″ в краевом центре) на шаровую Benro B-1, соответствующую стандарту Arca-Swiss со всеми вытекающими из этого приятными последствиями. Площадок я тоже накупил от души — хватило на оба фотоаппарата, штативную лапу к 100/2.8L (за которую опять же отдельное спасибо китайскому производителю iShoot, у которого эта самая лапа стоит на порядок дешевле, чем у жадного и бессовестного Кэнона) и асторономический бинокль. Штативная головка эта меня устраивала целиком и полностью за исключением одного аспекта: поскольку она у меня имелась в единственном экземпляре, приходилось постоянно переставлять её то на штатив, то на монопод, в зависимости от текущих потребностей. И хотя монопод у меня совсем не игрушечный, я бы даже сказал, что это воистину суровый монопод, которым и медведя можно приложить так, что хозяин тайги надолго запомнит, данная голова даже для него показалась мне чрезмерно тяжёлой и громоздкой.

Посему в начале лета подался я на е-барахолку изучать, что из моноподных голов модно носить в нынешнем макросезоне. Gitzo и Manfrotto получили отлуп сразу, первый — за жадность, второй — за те самые площадки, которые я не забыл и не простил. В финал вышли неизменный Benro и неизвестный тогда мне «китаец» Sirui; Benro выгдялел покомпактнее, Sirui — посолиднее и конструктивно более продвинутым, так что выбор в итоге пал на него. По описанию агрегат был более, чем интересный: 200 грамм веса, максимальная нагрузка 15 кило, совместимость со стандартом Arca-Swiss, шкала с разметкой угла наклона (почти бессмысленно, но всё равно приятно) и аж шесть лет гарантии от производителя. Последнее, впрочем, понятно: чтобы сломать кусок фрезерованного алюминиевого сплава без помощи кувалды и зубила, нужны какие-то особо деструктивные таланты. В общем, выбрал я себе головку Sirui L-10 с обычным винтовым зажимом, а от L-10X c «курком» воздержался, ибо не заметил механизма, этот «курок» предохраняющий от случайного отпирания. Как водится, заказал, оплатил, принялся ждать.

Есть в России закон, исполняемый повсеместно, неизбежно и со всей строгостью, и закон этот — «закон подлости». Посылка задержалась в пути дней на пять против обычного, и получить свежеобретённую голову мне довелось лишь в последнюю неделю отпуска. В заветной бандерольке обнаружилась коробка хорошего картона и строгого дизайна, содержавшая в себе, помимо моноподной головки, весьма приличный матерчатый чехол для её хранения, одну штуку сменных площадок, инструкцию и гарантийный талон. Инструкция и гарантийник были, разумеется, на чистейшем и незамутнённом китайском языке, но как этой головой пользоваться, было ясно и без инструкции, а обращаться по гарантийным вопросам в далёкий и загадочный город Zhongshan я вряд ли буду, даже если таковые вопросы у меня появятся.

Повертев в руках площадку, я пришёл к выводу, что насчёт соответствия стандарту Arca-Swiss сируйцы если и не наврали, то душой покривили изрядно: изделие Sirui оказалось почти на миллиметр шире и при этом с несколько более острыми углами «ласточкиного хвоста». Вооружившись штангелем, я промерил ширину нижней части обеих площадок и получил положенные по стандарту 38.1мм у Benro и 39 ровно — у Sirui. Померить высоту и угол «ласточкиного хвоста» мне было нечем, так что ограничусь констатацией факта: они отличаются, причём настолько, что это легко заметно и невооружённым глазом.

Сменные площадки Benro (справа) и Sirui (слева).

Сменные площадки Benro (справа) и Sirui (слева).

Вовсе не обрадовавшись результатам внешнего осмотра, я порешил, что если уж пить чашу разочарования, то сразу и до дна, и примерил площадку от Sirui к головке Benrо, а бенровскую площадку — соответственно — к сируйской голове. Первый вариант был найден полностью провальным: площадка Sirui в «челюстях» Benro вообще не фиксировалась и скользила совершенно свободно. А вот второй оказался вполне жизнеспособным с одной оговоркой. Хотя стандарт и не предусматривает каких-либо приспособлений, предохраняющих площадку от выскальзывания (а то, что к ней привинчено, соответственно, от разбивания при падении) при недостаточно затянутых «челюстях», многие производители такую ситуацию предвидели и приняли меры к её предотвращению. Самый простой и распространённый способ — пара чуть выступающих над краями площадки стопорных винтиков, и ответные выемки в «челюстях» на случай, если понадобится использовать совсем короткую площадку. Именно такими винтиками и выемками оснащена продукция Benro. Sirui стопор разместила непосредственно в «челюстях» — у них это подпружиненный штырёк, в который упираются внутренние края площадки. При необходимости штырёк утапливается нажатием специальной кнопки, что позволяет извлечь или вставить площадку, не раскручивая до конца зажим «челюстей».

Сменные площадки Benro (справа) и Sirui (слева)

Сменные площадки Benro (справа) и Sirui (слева)

Шаровая голова Benro B-1 (справа) и моноподная Sirui L-10 (слева).

Шаровая голова Benro B-1 (справа) и моноподная Sirui L-10 (слева).

Второй вариант был бы идеален, если бы не одно «но»: в Sirui существование площадок «с винтиками» проигнорировали и пазы под них в «челюстях» точить не стали. В результате 50мм площадку Benro в «челюсти» Sirui установить получится только если выкрутить хотя бы один из стопорных винтов, 60мм встаёт хоть и криво, но вполне надёжно, и только 70мм и более длинные совместимы с механикой Sirui полностью, поскольку стопорные винты оказываются за краями «челюстей». К счастью, площадка 50мм длины у меня в хозяйстве оказалась всего одна, да и та стоит на NEX-5, который в моноподе практически не нуждается, но всё равно досадно, что отсутствие двух пазов миллиметровой глубины столь вопиющим образом нарушило мировую гармонию.

Далее, прикрутив голову на монопод и установив в неё Canon 100/2.8L Macro на вышеупомянутой штативной лапе, я обнаружил, что затягивать рукоятку фиксатора наклона мешает расположенный несколькими сантиметрами выше винт, зажимающий «челюсти». Не то, чтобы это было серьёзным препятствием, однако постоянно задевать за него рукой каждый раз, когда хочется изменить наклон головки, всё-таки неприятно. Казалось бы, что мешало китайскому производителю сделать зажим «челюстей» под правую руку, а фиксатор наклона — под левую (или наоборот), тем более, что именно так и было сделано на моноподной головке Benro? Точно сказать не могу, но скорее всего виной тому — подражание авторитетам. Источником вдохновения для разработчиков Sirui L-10, похоже, была головка SUNWAYFOTO DT-01 от более именитого (и, надо отметить, дорогого) производителя, а на этой DT-01 расположение ручек оказалось в точности таким же.

Сильная сторона стандарта Arca — в его модульности: не нравится зажим на «челюстях» — никаких проблем, откручиваем крепящий винт и ставим «челюсти» задом наперёд, а то и вообще устанавливаем какие-нибудь другие, с недостающими пазами под стопорные винты, с двойным зажимом или даже вообще с возможностью панорамирования. Ну это, конечно, в теории. Однако теория, как известно, суха, а на древе жизни, случается, вырастает такое… Вот и на этот раз китайский производитель не смог обойтись без сюрпризов. Столокнувшись с неудобствами в расположении головок винтов, я, разумеется, я возжелал реализовать преимущества стандарта и переставить «челюсти» задом наперёд. Порывшись в закромах, я извлёк на свет «силовую» Т-образную отвёртку и попытался ею открутить хитрый винт с фирменным логитипом, чтобы переставить «челюсти» так, как мне было бы больше по нраву. Но не тут-то было! Ядрёная немецкая отвёртка, против которой не могли устоять даже заржавевшие шурупы 30-летней давности, оказалась бессильна против чуда китайского хайтека: не иначе, злосчастный болт вкручивал Джет Ли собственной персоной, вложив в это дело всю свою недюжинную силу и многолетние навыки кун-фу. Так что откручивание этого винта, репозиционирование «челюстей» и установление окончательной гармонии между инь и янь я решил отложить на зиму, а до конца нынешнего макросезона использовать голову «как есть» и не искушать судьбу.

Полтора месяца практического использования данной головки никаких неожиданностей не принесли, качество оказалось вполне на уровне — ничего не сломалось, не разболталось и не отвалилось. Разница в весе с Benro B-1 тоже не могла не порадовать: отправивишись ближе к концу июля в пятичасовую вылазку за траурницами, я не мог не отметить, что чехол с моноподом стал ощутимо легче, чем раньше. А вот с расположением головки винта, зажимающего «челюсти», я за эти полтора месяца смириться так и не смог — мешает, зараза. И поскольку лето кончилось и бабочки увяли, можно уже подумать о том, чтобы найти, наконец, подходящий ключ под шестигранник и решить проблему раз и навсегда. Только бы головка винта выдержала. А так, в общем и целом, моё мнение о Sirui L-10 вполне позитивное, и для желающих обзавестись недорогой моноподной головкой она — вполне себе вариант, мои претензии ограничиваются лишь конструкцией «челюстей», которые можно и заменить при желании. Но всё-таки, если вдруг проездом окажетесь в городе Zhongshan, прошу вас, не поленитесь заглянуть на фирму Sirui и попросить их от моего имени прикручивать эти самые «челюсти» зажимом вправо. А пока будем надеяться, что в самом ближайшем будущем производители фототехники из Поднебесной достигнут, наконец, в своём нелёгком деле полного совершенства.

Оставьте комментарий