Свѣтъ с Востока

Ich sehe was, das siehst du nie

Заметки о скрещивании ежа с ужом, или как я кормил Истинно Японскую Камеру картами SD и выращивал на ней Wi-Fi.

Оставьте комментарий

Здравствуйте, достопочтенные господа фтыкатели, и позвольте поздравить вас с незаметным приходом долгожданного лета. «Незаметным» — потому, что в наших краях его действительно ничуть не заметно: на улице +15° и небо оккупировали свинцовые тучи, с удручающей регулярностью поливающие и без того сырую землю гнусным холодным дождём. О чём можно размышлять в такую погоду, когда вся живность прячется по тёплым сухим углам, чтобы не подхватить простуду, и один лишь энцефалитный клещ неотступно стережёт свою жертву в жару и в холод? Наверное, о светлом и тёплом будущем, о гигабайтах фотоснимков, которые предстоит сделать (чтобы немалую их часть затем удалить), а заодно и о вещах более приземлённых. К примеру, о том, где раздобыть столько памяти, чтобы все эти снимки туда уместились. И вопрос этот отнюдь не праздный.

Начиналось всё, как всегда, прекрасно: летом далёкого 2005 года я приобрёл свой первый фотоаппарат — Canon 350D. Надо отметить, что солнце тогда было ярче, вода — мокрее, а нужды размышлять над глупостями из серии «Кэнон или Никон» не было никакой нужды. Собственно, единственная разница между ними состояла в том, что Кэнон в продаже встречался чаще, Никон — реже, а всех остальных в те годы в Красноярске вообще видели лишь немногие избранные. Так что проблема выбора передо мной не стояла: как только в прайс-листах появился в единственном экземпляре Canon 350D kit, я немедленно его приобрёл. И конечно же, меня ничуть не беспокоило, что кормить маленького Кэнона можно было одним лишь Compact Flash’ем. Нет, ну правда, кто же знал, что всего через семь лет этот формат карт памяти вдруг станет редким, дорогим и немодным, а править бал будет некогда презренная SD?

Первый звоночек прозвучал четыре года назад в Паттайе, когда мне пришлось немало побродить по Тук.кому в поисках пары восьмигиговых карточек пристойного качества, ибо имевшиеся в наличии три гигабайта не смогли бы вместить в себя все снимки, которые я намеревался сделать за двадцать дней. Обнаружив искомое в каком-то закутке, я купил их аж две штуки, ибо собственные способности по заполнению сменных носителей фотоснимками бабочек мне были уже известны. Уже тогда я не мог не отметить, что карты формата SD любого объёма можно было купить едва ли не на каждом углу, а вот за CF, чтобы не за двойную цену и не производства печально известной Silicon Power, пришлось прогуляться до главного электронного супермаркета. Пока у меня был мой старый Canon 350D, всё было хорошо, восьми гигабайт хватало на месяц съёмок, а вторая карточка по большей части лежала в столе про запас и на всякий пожарный случай.

С приобретением Canon 50D вдруг обнаружилось, что снимок в формате RAW отныне весит не 6-7 мегабайт, а около двадцати, и что 8 гигабайт не такие уж «бесконечные», поскольку забить их под завязку получается за три-четыре успешные макрофотовылазки. Напрашивался вывод, что памяти нужно больше, и желательно — намного больше. Однако пока то да сё, лето кончилось, пришла осень, и тема наращивания памяти в фотоаппарате до поры-до времени утратила актуальность. Ну а раз память уже не к спеху — рассудил я — с обновками можно и подождать до следующей весны. И подождал. А следующей весной всё завертелось опять, думать о таких мелочах было некогда, а там вновь подкралась осень со всё тем же вопросом: «Куда тебе столько памяти? Время терпит, чего бы не подождать до весны?».

И я бы действительно подождал до весны, если бы не попалась мне как-то на глаза статья о чудо-карточках Eye-Fi от SanDisk, позволяющих скачивать фотографии без всяких проводов, по обычному wi-fi соединению. И, что меня особенно впечатлило, скачивать их не только на компьютер, но и на iPhone/iPad. Будучи счастливым обладателем Camera Connection Kit и убедившись, что обрабатывать фотоснимки на iPad’e вполне реально, я сразу же оценил, насколько удобнее было бы скачивать снимки «по воздуху» и воспылал желанием заиметь себе такую чудо-карточку. Удерживали меня от этого лишь две вещи. Во-первых, сторожевая карманная жаба, которую приводил в неистовство ценник в 100 долларов за Eye-Fi Pro X2 (поскольку я снимаю исключительно в RAW, пришлось брать самый дорогой вариант: в более дешёвых модификациях передача RAW-файлов заблокирована). Жабу, хоть и не без душевных усилий, удалось уговорить. Вторая причина оказалась более значимой: карты Eye-Fi существуют только в формате SD, а для Canon 50D, с которым я хотел её использовать, «питается» только отборным Компакт-Флэшем. Углубившись в изучение проблемы, я обнаружил, что с некоторыми камерами, в том числе и зеркальными от Кэнона, Eye-Fi использовать всё же можно, если воспользоваться правильным переходником с SD на CF. Найдя в дебрях е-барахолки переходник, внешне похожий на правильный, я решил рискнуть и заказал Eye-Fi Pro X2 на 16 гигабайт и переходник за 18 условно-зелёных единиц.

Дело было в январе месяце сего года, таможенно-почтовая катавасия уже успела набрать обороты, и если переходник приехал ко мне из Гонконга за месяц, то карта памяти из Штатов — только через два. Распаковав переходник, я обнаружил, что он сделан в форм-факторе Type II, то есть раза в полтора толще обычной карты памяти, что для Canon 50D проблемы не представляло. Оставалось самое главное: убедиться в его работоспособности (или отсутствии таковой). Вытряхнув из NEX’а 16-гигабайтную карточку Transcend, я вставил её в переходник, переходник установил в фотоаппарат и щёлкнул выключателем с надеждой, что чудо тайваньской электроники заработает или, хотя бы, не аннигилирует мне всю камеру нафиг. И правда, ничего страшного не произошло, камера привычно моргнула красным глазом светодиода и показала на экранчике количество кадров, оставшихся до заполнения карты. Сделал пару пробных снимков — и опять не обнаружил ничего странного, снимки просматривались и скачивались на компьютер точно так же, как с самой обычной карточки CF. Запустил форматирование карты в фотоаппарате — оно прошло, как по маслу. Последнее, что оставалось проверить — не снижает ли адаптер скорость записи на карту, и если снижает, то насколько. Однако и это испытание адаптер выдержал: сравнив время, за которое камера записывала полностью забитый буфер на 16-гигабайтную SD-карту Transcend 10 класса и 8-гигабайтную Transcend 133x, я не обнаружил сколь-нибудь заметной разницы.

Несказанно возрадовавшись открывшимся перспективам, я направился в магазин, приобрёл там 32-гигабайтную SDHC-карту от всё той же Transcend и поспешил опробовать её, подключив через всё тот же адаптер. В адаптер карта хоть и с некоторым усилием, но встала, и даже заработала, приведя меня в восторг числом «999» на счётчике оставшихся кадров. В действительности снимков на карте уместилось бы заметно больше, по приблизительным подсчётам — около 1300, просто на экранчике камеры под счётчик кадров отведено всего три цифры. Я как будто вернулся в старые времена, когда можно было просто снимать, не беспокоясь ни о свободном месте, ни о своевременной очистке карт памяти, ни о том, где взять ещё одну, если вдруг место на карте всё же закончится.

Но вот когда я попытался извлечь карту из адаптера, меня ожидал крайне неприятный сюрприз: она застряла в адаптере и обратно вылезать не хотела. То ли карта оказалась чуть толще, чем надо, то ли гнездо в адаптере — чуть уже, но извлечь непокорную карту лишь подцепив её ногтем, причём получилось это у меня не с первого раза. Позже, правда, карта притёрлась к адаптеру и ныне её извлечение никаких усилий не требует. В общем, опытным путём я установил, что с обычными картами памяти адаптер работал вполне успешно, и теперь можно не беспокоиться о том, что мой фотоаппарат потребляет «несовременные» карты памяти. Оставалось лишь дождаться, когда приедет долгожданная Eye-Fi, и посмотреть, сможет ли адаптер с ней подружиться и будет ли такая конструкция работать вообще.

Переходник с CF на SD и карта памяти Eye-Fi Pro X2 16Gb

Переходник с CF на SD и карта памяти Eye-Fi Pro X2 16Gb

Месяц спустя добралась до меня и чудо-карточка, к которой прилагался оригинальный картридер и небольшой буклетик о том, какое огромное счастье мне привалило вместе с картой Eye-Fi и как им правильно распорядиться. Интересно, что на самой карточке стояла надпись «Made in Thailand», а вот картридер оказался китайского производства. Вставив карточку в Sone NEX-5 и провозившись час или около того, я выяснил следующие немаловажные вещи:

  1. Она работает и действительно способна передавать фотоснимки по каналу беспроводной связи.
  2. Настройка Eye-Fi — задача не самая тривиальная, особенно когда видишь это чудо техники впервые в жизни, и зачем-то требует обязательного подключения к интернету.
  3. Данный продукт — отнюдь не из тех, которые «включил, и сразу заработало».
  4. SanDisk очень дружит с Sony, поскольку совсем не новый уже NEX-5 эту карту определил именно как Eye-Fi и добавил на экран новые иконки, показывающие, в каком режиме в данный момент работает карточка, а в меню камеры — пункт отключения Wi-Fi, что, теоретически, должно экономить заряд батареи.
  5. Любую отличную идею можно испортить кривой реализацией, что и было сделано.

Последний из этих пунктов настолько обширен, что я остановлюсь на нём подробнее. Как выяснилось, карта Eye-Fi способна работать в трёх режимах: обычном, «direct mode» либо отправлять фотоснимки в ваше интернет-хранилище или любимую соцсеть через общедоступный хот-спот. Поскольку кучи общедоступных хот-спотов, особенно способных прокачать сотни мегабайт фотографий за приемлемое время, нас поблизости нет и не предвидится, третий режим можно считать практически бесполезным.

«Стандартный» режим тоже имеет много гитик: чтобы скачивать снимки, ему нужна, во-первых, беспроводная сеть, а, во-вторых — чтобы карта была заранее сконфигурирована на работу с этой сетью. Причём конфигурирование можно выполнить только со «взрослого» компьютера с установленным фирменным софтом и имеющего выход в интернет. Как «домашнее» решение это, конечно, вполне себе ничего, но если вы планируете скачивать фотографии с карты где-нибудь в джунглях Амазонки, не забудьте закинуть в багаж либо ноутбук, либо такую «жизненно необходимую» в путешествии вещь, как беспроводной роутер с поддержкой DHCP.

Разработчики, однако, учли, что не у каждого покупателя есть ноутбук (у меня, к примеру, нет и вряд ли когда-нибудь появится — мне и с iPad’ом хорошо) и уж тем более, мало кто захочет таскать с собой беспроводной роутер. Ради такого случая в Eye-Fi реализован «direct mode», в котором карта сама создаёт беспроводную сеть. К этой сети, в свою очередь, можно подключиться с мобильного устройства и при помощи специальной программы (поддерживается iOS и Android) скачать снимки. Однако и direct mode оказался с изъяном: скачать фотографии в этом режиме действительно можно, но только все без разбору и только один раз! Да, после того, как снимок был единожды скачан, в direct mode скачать его повторно уже не получится; просмотреть список имеющихся на карте снимков и выбрать для скачивания только нужные почему-то тоже нельзя. А ведь полное и окончательное счастье было так возможно!

Оставалось сделать главное: собрать воедино Eye-Fi, переходник и Canon 50D, и посмотреть, сможет ли беспроводной сигнал пробиться через адаптер и металлический корпус камеры. Несмотря на то, что корпус Canon 50D и адаптер глушат сигнал сильнее, чем корпус NEX-5, на расстоянии около двух метров связь между iPad и Eye-Fi стабильна (два деления из трёх), а максимальная дистанция, с которой планшет «видит» карту — около четырёх метров, что для моих целей более, чем достаточно. Также выяснилось, что Canon 50D, в отличие от Sony NEX-5, ничего не знает о типе вставленной в него карты памяти (кто бы сомневался?) и запросто может уйти в спящий режим, пока вы перекачиваете данные. К чести SanDisk, софт под iPad эту ситуацию понимает корректно, и даже умеет продолжать скачивание того же файла с момента разрыва.

В общем, эксперимент по скрещиванию Canon 50D, SD и Wi-Fi увенчался сокрушительным успехом: вот уже третий месяц, как я снимаю на 32-гигабайтную SD-карту, и на сегодняшний день на ней всё ещё осталось свободного места на 920 кадров (в чём следует винить исключительно отвратительный климат). Мало того, мне даже удалось получить при помощи этой конструкции какой-никакой экономический эффект: оказалось, что 32-гигабайтная карта Transcend в местных фирмах стоит дороже, чем мне обошёлся переходник вместе с SD-картой! А вот для Eye-Fi применения пока что не нашлось, ибо покупал я её с прицелом на выезд куда-нибудь в тропики, но вместо этого всю весну провёл на исторической родине со всеми вытекающими из этого последствиями. Так что подождём. А там, глядишь, выйдет новый Кэнон, с Wi-Fi, GPS и ещё какими-нибудь очень нужными и крайне полезными буквами.

Оставьте комментарий