Свѣтъ с Востока

Ich sehe was, das siehst du nie

Заметки о бабочках Окинавы. Страница вторая: Catopsilia pyranthe.

Оставьте комментарий

Доброго вам вечера, достопочтенные читатели. Не знаю, как у вас, а у нас погода целый месяц стояла настолько хорошая, что временами даже хотелось, чтобы она на денёк испортилась: всё-таки +33° в тени и без единого дождя четыре недели подряд — это всё же перебор. Опять же трава засыхает, цветы, прочей растительности, надо полагать, тоже несладко приходится. А нет растительности — не будет и бабочек, им же тоже хочется свежей водички попить. Фотографировать на такой жаре не так-то легко, как в переносном смысле слова, так и в самом прямом: кроме фототехники приходится таскать с собой ещё и бутылку воды, чтобы не дать себе засохнуть за время съёмок. Да и без бутылки носить приходится немало: кроме камеры с объективом в обязательный набор входит ещё монопод и вспышка с рассеивателем, а бывает, что и вторая камера — на всякий случай. И всё это исключительно ради того, чтобы за два часа получить один-два снимка, а то и вовсе не получить ни одного — такое тоже случается. Вот такое оно непростое занятие — фотографировать бабочек. Однако случаются и исключения.

Началось всё прозаично: у меня вдруг закончились деньги. Не все, конечно, а только те, которые я выменял на имевшиеся наличные, но не это важно. Важно было то, что в сложившейся ситуации потребовалось срочно снять с карточки хоть немного наличности, чтобы было на что купить еды. Однако банкомат из ближайшего супермаркета мою карточку понимать отказался, сообщив, что иностранные карты здесь не обслуживают. «Ладно» — подумал я — «найдём магазин побольше, уж там-то наверняка получится». Однако и в «магазине побольше» о трёх этажах, не считая парковки, банкомат мою «Визу» тоже не признал, как не признали и два других, которыми я попытался воспользоваться по дороге. Углублённое изучение вопроса прояснило ситуацию: оказалось, что магазинные банкоматы работают только с картами японских банков, а гарантировано снять деньги с неяпонских карт можно лишь в почтовом отделении, где установлены машины АТМ международного образца. Получив необходимые разъяснения, назавтра с утра я отправился на почту, захватив с собой на всякий случай Sony NEX-5 с 30мм объективом, который с некоторых пор почти полностью заменил мне штатный.

Как оказалось, на почту я пришёл слишком рано: почта тут открываются в 9.00, я же объявился там за двадцать минут до срока. Делать нечего — сел в тенёчке на лавочку и принялся ждать, вперив взгляд в небольшую зелёную изгородь, окружавшую почтовое отделение. Изгородь приглянулась не мне одному: рассматривая сочные зелёные листочки, я заметил, что на одном из них скромно примостилась средних размеров жёлтая бабочка, а рядом порхала ещё одна точно такая же, выбирая, где бы ей расположиться на отдых. Я, однако, расчехлять камеру не торопился, осознавая, что для успешного снимка понадобится чуть ли не уткнуться объективом в бабочку, а она такое к себе отношение вряд ли потерпит, и решил выждать, что будет дальше. Определившись с выбором самого удобного листочка, вторая бабочка тоже присела отдохнуть, сложив крылышки. Тут уже не выдержал я: осторожно вытащив камеру, я подкрался поближе, чтобы рассмотреть получше и, если повезёт, сфотографировать. Первая из бабочек оказалась довольно потрёпанной, так что я принялся снимать ту, которая выглядела практически идеально.

Щёлкнув изадли пару кадров «на всякий случай», я медленно и понемногу придвигаю камеру к бабочке. Вот она занимает треть кадра — снимок, теперь половину — ещё несколько снимков. Напряжение растёт, между объективом и бабочкой остаётся чуть больше десятка сантиметров, но бабочка сидит, как приклеенная и улетать вроде не собирается. Камера хоть и лёгкая, однако удерживать её на весу на полувытянутых руках не так-то просто. Стараясь не дышать, преодолеваю последние, самые трудные сантиметры — бабочка теперь занимает почти весь кадр — и делаю сразу пару десятков снимков подряд, на случай, если автофокус ошибётся или же в самый неподходящий у меня дрогнет рука. Теперь можно расслабиться, попробовать подойти поближе и снимать уже в более удобной позе — если, конечно, модель не испугается и не улетит. Однако бабочка, пребывая в благодушном настроении, и камеру, и меня подчёркнуто игнорирует. Что же, тем проще снимать — уже не таясь, становлюсь рядом с кустом, принимаю устойчивую позицию, после чего снимаю, снимаю и снимаю.

Catopsilia pyranthe

Catopsilia pyranthe

Отсняв достаточно кадров, чтобы хотя бы пара из них получилась наверняка, осматриваюсь, нет ли поблизости ещё какой-нибудь интересной живности, и замечаю сидящую на веточке стрекозу. Стрекоза на вид самая обычная, от тех, что водятся под Красноярском, внешне мало чем отличается, но раз уж камера под рукой, отчего бы не попробовать сфотографировать и её? Стало быть, фотографирую, благо и стрекоза не пугается моего (и камеры) общества.

Окинавская стрекоза

Окинавская стрекоза

Израсходовав не меньше полусотни кадров, смотрю на часы: долгожданные девять часов уже наступили, так что снимаю с карты десять тысяч йен, и тут же отправляюсь их тратить: новоприбывшему в Японию, как оказалось, для комфортной жизни требуется просто фантастическое количество всякого барахла, от полотенца до wi-fi роутера. А ближе к вечеру, наконец, удаётся просмотреть отснятый материал, более половины из которого тут же удаляется. Из оставшегося же я отбираю пару кадров, которые вы видели выше, обрабатываю их в меру возможностей iPad’а и приступаю к изучению вопроса, кого же я, собственно, заснял на кусте рядом с почтовым отделением.

Жёлтый с зеленоватым оттенком цвет крыльев и светло-зелёные глаза с многочисленными тёмными «зрачками» наводят на мысль о том, что эту бабочку нужно искать в первую очередь среди белянок. Поисковая система услужливо выдаёт страничку с фотографиями белянок Японии, среди которых обнаруживается фото точь-в-точь такой же бабочки жёлтого цвета с лёгким чешуйчатым узором на внешней стороне крыльев и чёрными окончаниями — на внутренней. Бабочку на латыни зовут Catopsilia pyranthe, на английском — Mottled Emigrant, здесь же, в Японии, она известна как ウラナミシロチョウ (уранамисиротё:, что приблизительно переводится как «белянка с волнами на обратной стороне [крыльев]»).

Бабочка, надо отметить, широко распространённая в тёплых краях, и встречается даже в Австралии. В Австралии мне бывать не доводилось, поэтому ни подтвердить, ни опровергнуть присутствие там этого вида бабочек не могу, но вот в Таиланде, как мне смутно припоминается, что-то подобное я встречал. А может и не встречал, там этих белянок жёлтого цвета огромное количество всяких, так что мог и попутать, ибо нетрудно. Так или иначе, бабочка эта в Юго-восточной Азии распространена широко, и, выбравшись в те края, вы, скорее всего, её встретите. Если, конечно, обратите внимание на это не самое крупное чешуекрылое скромной окраски.

Оставьте комментарий