Свѣтъ с Востока

Ich sehe was, das siehst du nie

Непроизносимое, ты прекрасно! История о том, как автор узнал, что такое «бёрдкарвинг».

Оставьте комментарий

С прошедшим вас днём рождения императора Японии, наступившим японским Рождеством и с наступающим русским Новым годом, достопочтенные читатели сего двоичного журнала! Да, рождество в Японии отмечают заранее, по новодельному григорианскому календарю, и посему всех нас после двадцатого числа сего месяца распустили на долгожданные рождественско-новогодние каникулы. Вот как-то неравномерно у нас каникулы распределились — то за два месяца дважды отдыхали, а затем — три месяца усердной учёбы с весьма скромным количеством национальных праздников. Не буду скрывать, даже меня такой плотный график несколько вымотал, так что новогодних праздников я ждал, как соловей — лета. И вот, дождавшись каникул, отправился я в первый же солнечный день за новогодними подарками.

Однако, как мне мыслится, не для того вы сюда пришли, чтобы почитать, что-где-почём закупил достопочтенный аффтар. Думается мне, достопочтенный читатель, что зашёл ты сюда в надежде узнать чего-нибудь такое-этакое, чего тебе до сей поры видеть не доводилось, чему можно было бы дивиться, чем можно было бы восторгаться и что преисполнило бы тебя самых позитивных ощущений. И зашёл ты сюда в добрый час, ибо сегодняшний криатифф мой будет об удивительнейшем занятии, какое доселе было неизвестно широкому кругу россиян, однако снискало в Японии немалую известность и популярность.

Дело было так: посетив в ходе шопинга электронные супермаркеты «Best» и «Yamada», и направляясь в «Naha Main Place», проходил я мимо городской галереи искусств, да и остановился почитать афиши — не случилось ли там какого интересного мероприятия, которое мне стоило бы посетить, дабы поднять свой из без того культурный уровень до ещё более недосягаемых высот. Собственно, там постоянно проходят какие-нибудь выставки: то старинных мечей, то картин Марка Шагала, то культурного наследия цивилизации инков. Причём, поскольку здание той галереи совсем немаленькое, да ещё и несколькиэтажное, различные мероприятия там обычно идут параллельно. Ну и, конечно, есть сувенирная лавка, книжный магазинчик, кафе и всякое такое прочее.

Архитектура этого здания столь выделяется на фоне всех окружающих его построек, что пройти мимо, не заметив его и не поинтересовавшись назначением, совершенно невозможно. По крайней мере, когда я сам увидел это здание впервые (а случилось это на второй день моего пребывания на Окинаве), я был настолько заинтригован, что не поленился перейти на другую сторону улицы и узнать его предназначение.

Расположено оно, надо отметить, весьма удачно — с трёх сторон его окружают крупные и популярные супермаркеты, а позади раскинулся спортивный парк, где можно совершить утреннюю пробежку, привести детей на игровую площадку, пофотографировать птичек или просто в жаркий полдень посидеть в тени и выпить бутылочку «витамина», купленного прямо здесь же в торговом автомате. Посидеть в тени, впрочем, можно и во внутреннем дворике самой галереи искусств. Как я уже заметил, архитектура этой постройки весьма оригинальна, и то, что снаружи кажется одной из стен здания, на самом деле ей вовсе не является. Эта сетчатая конструкция, переходящая в такой же сетчатый навес, на самом деле призвана создавать благодатную тень, в которой посетитель мог бы отдохнуть и собраться с мыслями, прежде чем войти во внутренние помещения и там повысить свой культурный уровень. Принимая во внимание, что летними днями даже в тени температура на Окинаве нечасто опускается ниже тридцати, сей архитектурный изыск отнюдь не выглядит излишеством. Кроме того, внутри сей решётчатой ограды раскинулся небольшой дворик, посреди которого воздвигнута копия старинного окинавского дома со всеми обычными для него помещениями и внутренним убранством, а рядом с домиком — открытая всем ветрам деревенская хижина, относящаяся к ещё более древней эпохе.

Ну и, конечно же, по соседству со входом в галерею располагалась огромная доска с объявлениями о проходящих сейчас и ожидающихся в ближайшем будущем мероприятиях. Среди всего множества афиш моё внимание привлек довольно скромный плакатик, зазывавший на некое мероприятие с написанным катаканой, однако совершенно нечитаемым названием: «バードカービング» (для тех, кто не читает по-японски даже катакану, привожу транскрипцию: «ба:дока:бингу»). Из тех японских букв, которые были мне знакомы, следовало, что это — «выставка чего-то, вырезанного из дерева и связанного с птицами». Представленная ниже фотография, однако, изображала дятла, выглядевшего слишком уж реалистично для того, чтобы быть деревянным. В очередной раз посетовав на свои скромные познания в японском, которые даже пять месяцев пребывания на Окинаве хоть и изрядно продвинули, однако отнюдь не довели до совершенства, я всё же решил заглянуть на огонёк и доподлинно узнать, что именно там показывают. Сами понимаете, будучи любителем фотографирования всяческой живности, мимо такого я пройти не мог никак. К тому же, то был последний день данной выставки, и если бы я не посмотрел её немедля, то вряд ли когда-нибудь увидел бы вообще. Так что планы по посещению очередного шмоткодрома были решительно подвинуты в сторону, и я взял курс на главный вход в галерею.

Несмотря на обширность здания и довольно хитрое расположение коридоров внутри него, до места я добрался без малейших затруднений: на стенах были заботливо развешаны бумажные стрелочки с подписями, следуя которым найти нужную экспозицию не составляло ни малейшего труда. И вот, зайдя в обширную кубическую комнату, я просто офигел от восторга. Ибо вдоль стен расселось две дюжины всевозможных птичек, настолько реалистично исполненных, что от живых их отличала лишь полная неподвижность да декоративные подставочки. Иных из этих птиц я встречал в природе, другие мне были знакомы лишь по изображениям, о некоторых же я даже представления не имел, однако все они выглядели на удивление настоящими. Не обошлось, разумеется, без «ямбару куины» — весьма знаменитой и популярной на Окинаве птицы-эндемика, в честь которой даже воздвигнута статуя где-то на самом севере острова. Посреди комнаты располагалась пара столиков, на которых были разложены те самые птички на всех стадиях изготовления, от угловатой и размеченной грубыми штрихами «болванки» до почти готовой модели, ожидающей лишь раскраски. Там же можно было посмотреть на авторские эскизы будущей птицы и ознакомиться с подборкой журналов, изданных по итогам ежегодных конкурсов бёрдкарвинга.

Они действительно ненастоящие

Они действительно ненастоящие

Шаг за шагом…

Шаг за шагом…

Год за годом…

Год за годом…

«Birdcarving» (что в переводе на русский означает «вырезание птиц из дерева») — оказывается, именно так и расшифровывалось замысловатое словечко на афише. Не удивительно, что я не смог его прочесть в японском написании: жизнь в России хоть и пополнилась за последнее время множеством разных новых увлечений вроде бёрдвотчинга, геокэшинга или того же споттинга, которым ещё даже русских названий не придумали, однако о существовании бёрдкарвинга в России даже Яндексу с Гуглем до сих пор неизвестно, чего уж говорить обо мне. Зато в Японии это хобби уже успело набрать обороты: конвенты бёрдкарверов и выставки их работ, судя по годам выпуска журналов, проводятся там как минимум с 2008 года!

Автор большинства представленных работ

Автор большинства представленных работ

Там же присутствовали и авторы работ. От одного из них я, в частности, узнал, какие инструменты используются для резьбы и имитации фактуры перьев, и что работа над каждой такой птичкой занимает один-два месяца. Так что два с лишним десятка выставленных птичек как-то сами собой складываются не менее, чем в три года тонкой и кропотливого труда!

Ну а после, получив разрешение автора на съёмку, я постарался запечатлеть всё это великолепие для того, чтобы вы, достопочтенные читатели сего двоичного журнала, тоже смогли оценить всё совершенство этих творений и восхититься вместе со мною.

Впечатляет? Вот и меня тоже впечатлило. Потому как, учась в школе, я одно время ходил на занятия прикладным искусством, ибо это была единственная альтернатива автоделу (а по сути — слесарению с напильником в руках, которое я невзлюбил с первых же уроков труда ещё в четвёртом классе). К искусству мы прикладывались путём резьбы по дереву, что было не утомительно и достаточно интересно, а, сверх того, я оказался единственным представителем мужского пола во всей группе. Разумеется, сравнивать с этими птичками то, чем мы занимались в УПК, не приходится, однако некоторое представление о мастерстве, необходимом для создания работ такой сложности, я там получил.

Кстати, обучиться изготовлению птичек древесных автор приглашал всех желающих: на всё том же столике можно было взять распечатку с адресом мастерской автора, где он, кроме всего прочего, даёт уроки бёрдкарвинга для всех желающих обучиться этому хитрому искусству. Обошлось бы это в достаточно скромную по японским меркам сумму 1500 йен за один урок или 15000 йен — за 11 уроков.

В общем, сия выставка произвела на меня самое глубокое впечатление. И, находясь под этим впечатлением, я зашёл в соседнюю комнату, где, как я понял, тоже проходила выставка работ местных жителей в различных жанрах изобразительного искусства, от каллиграфии и традиционных рисунков тушью до фотографии вообще и излюбленного мной макро в частности. К огромнейшему сожалению, в аккумуляторе моей Sony A7 электричества к тому времени осталось лишь совсем на донышке, так что снять я успел немногое, однако, надеюсь, эти скромные снимки всё же позволят составить некоторое представление об изобразительных искусствах Окинавы.

Однако время шло к шести, Солнце неумолимо клонилось к горизонту, а у меня всё ещё оставались неисполненные планы, так что вскоре мне пришлось покинуть сие вместилище изящных искусств. Однако сию экспозицию я нашёл столь поражающей воображение, что я решил не откладывать в долгий ящик написание рассказа обо всём, мне открывшемся, а немедленно поделиться увиденным с тобой, достопочтенный читатель.

Оставьте комментарий