Свѣтъ с Востока

Ich sehe was, das siehst du nie

Затмение 1 августа 2008 года: как это было у нас.

Оставьте комментарий

Астрономические явления нынче в моде. Наверняка всем уже известно, что первого числа сего месяца на нашей планете случилось солнечное затмение, причём в Новосибирске и на Алтае оно даже было полным. Ко мне не раз приходила мысль съездить в Новосибирск посмотреть на это явление, однако, памятуя о непредсказуемости погоды в средней полосе России и о том, что от отпуска остались считанные дни, я поосторожничал и не поехал. Как выяснилось, совершенно зря, но поскольку выясниться это смогло только после затмения, сожалеть уже поздно. В общем, я остался смотреть затмение с собственного балкона, и то, надежда, что оно у нас вообще будет, была призрачная — уже две недели как погода стоит абсолютно непредсказуемая и очень переменчивая: с утра может быть солнечно, а после полудня всё заливает дождём, и наоборот. Как это ни удивительно, затмение у нас всё-таки случилось! Несмотря на то, что ещё в 2 часа пополудни вовсю поливал дождь, а в начале пятого небо закрывала сплошная облачность. Теоретически затмение в наших краях должно было начаться примерно в 17:45 по местному времени, ровно через час наступала максимальная фаза с покрытием солнечного диска 93% и ещё через час шоу заканчивалось. Всё это я неоднократно успел пронаблюдать в программе Starry Night как из нашего города, так и из Новосибирска, на тот случай, если «вживую» посмотреть бы не удалось.

Однако до сей поры увидеть полное солнечное затмение мне не довелось, да и неполных на моей памяти было не так уж много. Я смотрел затмение в августе 1999 года и в марте 2005 — в монокуляр, через сварочный фильтр. Однако с последнего затмения у меня остались лишь снимки спроецированного на лист бумаги солнечного серпа, сделанные камерой мобильника. Более качественных снимков солнечного затмения мне сделать как-то не доводилось. И, как мне думалось, не доведётся и в этот раз, однако на всякий случай я выглянул на балкон в полшестого вечера, прихватив с собой на всякий случай сварочный фильтр. К своему удивлению я обнаружил, что через облака солнечный диск виден довольно чётко, и если так будет продолжаться и дальше, кое-что из затмения, пожалуй, можно будет заснять. К подготовке я приступил, не мешкая, и развил бурную деятельность: вытащил на балкон штатив, достал довольно редко в последнее время мной используемый «Юпитер-37АМ» и из груды древнего хлама, оставшегося аж со времён чёрно-белой плёночной эры, выкопал нейтрально-серый фильтр Н-4. Первая же проба показала — даже если зажать диафрагму до упора, фильтр не способен снизить яркость Солнца до приемлемого состояния. Пришлось добавить к нейтральному фильтру ещё и тёмно-красный К-8, извлечённый из той же кучи фотохлама. После этого сквозь облачный слой, на диафрагме 22 и выдержке 1/4000 удалось получить нечто похожее на передержанный солнечный диск с выщербленным краем и ярким ореолом вокруг. С этого снимка и началось для меня сегодняшнее затмение.

Самое начало затмения. Снято на минимальной выдержке через два фильтра: К-8 и Н-4.

Самое начало затмения.
Снято на минимальной выдержке через два фильтра: К-8 и Н-4.

С яркостью срочно надо было что-то делать: в запасе оставался ещё слабенький жёлто-зелёный фильтр, но было очевидно, что ситуацию он не спасёт, и стоит облакам разойтись, из-за слепящей яркости ближайшей к нам звезды снимать затмение я не смогу. Поэтому я со всей возможной скоростью свинтил с объектива все эти древности, а на их место прилепил лейкопластырем обычный жёлто-зелёный сварочный фильтр, спешно протёртый «Эклипсом» от более чем десятилетнего слоя грязи. Изображение стало почётче, ореол исчез, однако сварочник, ни в коем разе не будучи оптически хоть сколь-нибудь качественной поверхностью, давал слегка двоящееся изображение, зато позволил снимать на диафрагме 11 и с выдержкой порядка 1/1000. Так я и снимал затмение, по одному кадру в минуту, иногда корректируя выдержку и чувствительность.

Аппаратура, при помощи которой снималось затмение. Canon 350D на штативе с объективом «Юпитер-37АМ» и приклеенным лейкопластырем сварочным фильтром. Снизу слева виден самодельный тросик и мобильный телефон, использовавшийся в качестве секундомера.

Аппаратура, при помощи которой снималось затмение.
Canon 350D на штативе с объективом «Юпитер-37АМ» и приклеенным лейкопластырем сварочным фильтром. Снизу слева виден самодельный тросик и мобильный телефон, использовавшийся в качестве секундомера.

А покорректировать пришлось немало: начало затмения и полная фаза проходили при довольно сильной облачности, которая то и дело грозила совсем скрыть дневное светило, окончание же затмения я наблюдал на фоне чистого неба. За всё время затмения я отснял более полутора сотен кадров, не забывая поглядывать на затмевающееся светило через второй сварочный фильтр, торопливо притащенный специально для такого дела. Такое количество кадров я, конечно же, отснял не от того, что мне хотелось поскорее угробить затвор фотоаппарата, а с дальним прицелом на то, чтобы все эти кадры аккуратно выровнять, обрезать и собрать из них видеоролик, демонстрирующий затмение в полном объёме. И как только этот ролик будет готов, я, несомненно, его выложу. Правда, если вспомнить, сколько времени я собирался с силами, готовил и выкладывал своё предыдущее видеотворение, можно прогнозировать, что и этот ролик появится не скоро. Впрочем, есть определённые надежды, что этот пессимистический прогноз не оправдается и видео появится несколько раньше, чем среди людей изгладится память об этом редком астрономическом явлении.

А вот и несколько кадров, демонстрирующих фазы прошедшего затмения:

Как всё начиналось

Как всё начиналось

Окрасился месяц багрянцем…

Окрасился месяц багрянцем…

Максимальная фаза 93%. 18ч 45м местного времени.

Максимальная фаза 93%.
18ч 45м местного времени.

За две минуты до конца

За две минуты до конца

Что дальше? Дальше — только наблюдение полной фазы, со всеми её уникальными особенностями: звёздами среди бела дня, планетами, окружающими Солнце, солнечной короной и прочими удовольствиями. Но где это взять? Видимо, там, где круглый год тепло и ясно, и куда протоптаны широкие туристические тропы — то есть в Турции, Таиланде, Китае. И ближайшее такое затмение ждёт нас менее чем через год, 22 июля 2009 года в Шанхае!

Оставьте комментарий