Свѣтъ с Востока

Ich sehe was, das siehst du nie

Астрономическая фотоохота, или как я наблюдал прохождение Венеры по диску Солнца.

Оставьте комментарий

Добро пожаловать опять, достопочтенные читатели. Те из вас, кто интересуется положением дел в верхах, сиречь перипетиями движения светил, наверняка уже давно были в курсе прохождения Венеры по солнечному диску, кое планировалось провести 6 июня 2012 года, то есть сегодня. Те, которые не были в курсе, тоже почти наверняка были в него введены средствами массовой информации, весь день сегодня только и делавшими, что сообщавшими об успешном проведении данного астрономического явления. Но если вы каким-то чудесным образом пропустили и это (или же не поверили этим самым средствам массовой информации, которым в последние годы и правда верить никак не можно), сообщу вкратце, что, собственно, сегодня произошло и из-за чего весь сыр-бор.

То, что на небе существуют такие штуки — «планеты», вы наверняка уже знаете; то, что эти штуки крутятся вокруг Солнца по хитрым загогулинам, называемым «орбитами», тоже лет четыреста, как ни для кого не секрет. Интереснее другое: загогулины эти закручены вокруг Солнца таким хитрым способом, что две из этих планет, а именно — Меркурий и Венера, иногда (я бы даже сказал — изредка) занимают на орбитах такое положение, что оказываются в точности между земным наблюдателем и солнечным диском, и в этот момент видны поверх этого самого диска в виде более или менее мелких чёрных кружочков, медленно ползущих от одного края солнечного круга к другому. «Какая фигня» — подумаете вы, и будете неправы.

Ибо самый факт проползания чёрной козявки по светящемуся блюдцу, может, и правда фигня, но эта самая фигня случается настолько редко, что автоматически переходит в разряд уникальных природных явлений, которые далеко не каждому человеку (и даже далеко не каждому поколению) дано увидеть хотя бы один раз в жизни. Скажем, в 20 веке ни одного прохождения Венеры по диску Солнца не было вообще, и только нам, людям 21 века, несказанно повезло: мало того, что нам удалось застать целых два транзита Венеры, так ещё и оба из них пришлись на начало лета, когда погода в средних широтах особо благоприятствует наблюдениям этого явления. И, наконец, оба из них можно было наблюдать в Красноярском крае, что лично для меня имело принципиальное значение.

Ибо много ли толку в хорошей погоде, если в момент представления Солнце находится где-нибудь глубоко под горизонтом, освещая Северную Америку? Увы, я не отношусь к тому сорту астрофотолюбителей, которые могут себе позволить в любой момент сгонять куда-нибудь в Перу, чтобы полюбоваться изысканными небесными красотами, и это, несомненно, достойно крайнего сожаления. Однако ещё большего сожаления достойны те, кому не довелось увидеть это редкое явление ни в этом году, ни в 2004, поскольку следующий транзит Венеры по диску Солнца состоится аж через 105 лет, 11 декабря далёкого 2117 года.

В 2004 году мне уже довелось однажды наблюдать проползновение Венеры по поверхности дневного светила. Случилось это во второй половине дня, и я хорошо помню, как выволок на балкон монокуляр на штативе, ловил изображение Солнца на белый лист бумаги, пытаясь одной рукой затенить этот солнечный экран картонкой, а другой — сфокусировать малоконтрастное изображение солнечного диска с ползущим по нему идеально круглым родимым пятном, каким передо мной в тот раз предстала Венера. Фотоаппаратом я в тот год обзавестись ещё не успел, и всё, что у меня сохранилось с тех лет — одни лишь воспоминания. Несколько позже я, правда, догадался, что картинку на солнечном экране можно снимать на мобильный телефон, так что именно при помощи листка белой бумаги и мобилки Nokia 6230 со смешной по нынешним временам 0.3-мегапиксельной камерой мне довелось выполнить свои первые фотографические наблюдения солнечного затмения 29 марта 2006 года. Однако стоило лишь мне заиметь Истинно Японскую Камеру и переходник на M42, как мобильник был разжалован из астрофотографических инструментов и стал использоваться исключительно как обычный телефон.

Готовиться к небесному шоу я начал загодя, то есть примерно за месяц до его начала. Все мы знаем из бородатого анекдота, что в телескоп можно посмотреть на Солнце два раза: один раз правым глазом и ещё один — левым. К фотоаппаратам это тоже относится: достаточно вспомнить, как в детстве многие из нас при помощи лупы большого диаметра выжигали на заборе всеразличные слова и выражения навроде извечного «здесь был Вася», чтобы догадаться, чем грозит матрице фотокамеры попытка спроецировать на неё солнечный диск. Матрицы, конечно, обладают некоторым запасом прочности, иначе каждая попытка сделать фото с солнцем в кадре приводила бы фотографа в сервис-центр на операцию негарантийной замены матрицы, однако запас — запасом, а «бережёного Бог бережёт», так что о защите от избыточного света подумать не вредно. Да и яркость Солнца такова, что потребные для его съёмки выдержки на несколько порядков короче тех, которые способен отработать затвор.

Традиционное для фотографа решение — применить нейтрально-серый фильтр достаточной плотности, однако более подробное изучение вопроса привело к неутешительному выводу: популярные и широко доступные фильтры от ND4 до ND1000 не ослабляют световой поток в достаточной мере, а подходящие для моих целей ND100000, как оказалось, большая редкость. Производителей, выпускающих такие фильтры, можно пересчитать по пальцам одной руки: Marumi, Kenko и B+W (у последней в номенклатуре нашёлся ещё более плотный фильтр 120-й серии, ослаблявший свет в целый миллион раз, то есть на 20 стопов, но его, как выяснилось, давно сняли с производства). И чем больше я искал подходящую стекляшку, тем сильнее ощущал безнадёжность этого предприятия: на e-барахолке нашёлся лишь один-единственный Marumi ND100000, выпущенный в Японии по случаю недавнего кольцевого затмения, да и тот успели купить раньше меня несмотря на немалую (более $100) цену. Целую неделю я надеялся, что подвезут ещё один, и уж тогда… Но их так и не подвезли, а время поджимало и нужно было срочно изобретать запасной вариант.

Первое, что мне пришло в голову — использовать сварочный фильтр. Как-то раз я к ним уже прибегал для съёмки солнечного затмения, однако впечатление от этого фильтра осталось неоднозначное: с одной стороны, затмение я отснял, но, с другой, явственное двоение солнечного серпа мне пришлось совсем не по душе. Тем не менее, я всё же зашёл в строительный магазин, купил самый тёмный фильтр, какой там имелся, и немедленно его опробовал, приставив к биноклю. Результат получился просто отвратительный: качество фильтра было настолько далеко от оптического, что солнечный диск через него был виден как большой мутный овал без малейшего намёка на детали. Затем я вспомнил об алюминированной плёнке, используемой для запекания в духовке, однако та, что нашлась в доме, оказалась непрозрачной, а специально разработанную для изготовления солнечных фильтров плёнку (есть в свете и такое чудо) заказывать было уже поздно. С солнечным экраном, как в прошлый раз, связываться больше не хотелось — очень уж скучное и блеклое изображение давал этот метод.

Оставался лишь самый банальный вариант — вырезать фильтр из дискеты, но и тут всё оказалось не так просто. Чтобы фильтр сработал, переднюю линзу объектива нужно было закрыть им полностью, а поскольку снимать Солнце я намеревался при помощи старого доброго 300мм телевика «Таир-3С», у которого диаметр передней линзы более 60мм, попсовые дискетки диаметром 3.5″ и 5.25″ для этой возвышенной цели не годились. Требовались дискеты побольше. В эпоху, когда даже сравнительно современные компакт-диски вот-вот окончательно уйдут в историю, сметённые всяческими DVD, BD и всевозможных форм и расцветок флэшками, мало кто вообще способен вспомнить о том, что некогда существовали восьмидюймовые дискеты. А они мало того, что существовали, так мне ещё и довелось своими глазами посмотреть и своими руками потрогать компьютеры, для которых они были предназначены. Хорошо хоть работать на тех компьютерах не пришлось. Компьютеры те годы назад сдали на цветмет, но вот дискетки от них, на моё счастье, сохранились на производстве в изрядном количестве. В последний день перед надвигавшимся событием я выпросил пару раритетов (то были изделия остромодной в своё время болгарской фирмы «ИЗОТ») и, вернувшись с работы, засел за изготовление фильтров.


8″ дискета «ИЗОТ», послужившая материалом для изготовления солнечного фильтра

Ничего сложного в этом не оказалось: вскрыть дискету, приложить к диску фильтр из комплекта, обвести маркером и аккуратно вырезать. Первая дискета оказалась более плотной, вторая — попрозрачнее, но заметно заезженной, со следами записывающей головки на поверхности, так что начал я с первой. Вырезав круг, приложил его к передней линзе, прижал сверху блендой и попробовал в порядке эксперимента снять вечернее солнце. Получилось на удивление неплохо, однако плотность фильтра оказалась великовата: при диафрагме 8 ISO пришлось задрать до 800, и даже тогда выдержка составила 1/20 секунды. Зато на снимке крупные солнечные пятна просматривались отчётливо, а уж Венеру должно было быть видно никак не хуже. Солнце, правда, самодельный фильтр окрасил в цвет перезревшего яблока, но для моих целей это было совершенно не важно, в конце-концов, когда я снимал затмение, оно у меня вообще получилось жёлто-зелёным.


Вечернее Солнце 5 июня 2012 года.

Увы, свежеизготовленный фильтр я тем же вечером ухитрился испортить: попытавшись посмотреть сквозь него на галогенную лампу, я поднёс его слишком близко к колбе, и фильтр тут же скукожился от нагрева. Второй фильтр я соорудил из дискеты похуже, зато более прозрачной, однако испытать его уже не успел: когда я завершил приготовления, Солнце уже успело опуститься за горизонт, и оставалось лишь надеяться, что назавтра он не подведёт.

Затем пришла очередь штатива. Для испытания фильтра мне хватило и видавшего виды ФШУ-5, но снимать мне хотелось с комфортом, что подразумевало использование более тяжёлого и устойчивого Manfrotto 055 с мощной головкой, но для этого предстояло решить проблему с креплением стандартной площадки Arca с винтом на 1/4″ к «Таиру-3С» с гнездом под резьбу 3/8″. Переходник с «толстой» резьбы на «тонкую» у меня имелся — четыре года назад в Таиланде я его выпросил в качестве бонуса к моноподу — и вот, наконец, он мне пригодился. Правда переходник оказался миллиметра на 4 длиннее, чем надо, но эту проблему я решил, проложив между площадкой и объективом толстую резиновую шайбу, тоже нашедшуюся в моих закромах. Обеспечив надёжное соединение площадки с объективом, я счёл, что всё, от меня зависящее, я сделал, и с чувством выполненного долга пораньше лёг спать.

Пробуждение было ужасным. Во-первых, я не хотел пропустить самое начало транзита, поэтому просыпаться мне пришлось на полтора часа раньше, чем обычно, а в плане выбора времени для сна и бодрствования я всё-таки почтенная и тяжёлая на подъём «сова», но никак не ранняя пташка, готовая прыгать и щебетать уже в шесть утра. Во-вторых, диким усилием воли приоткрыв глаза, я увидел, что за окном едва ли не сплошная облачность и солнца не видать. А ведь три дня перед этим не только по утрам, но и вообще весь день, стояла преотличнейшая погода с почти идеально чистым небом! От разочарования я тут же обратно впал в полусонное состояние, изредка прерываемое попытками разлепить веки и углядеть снаружи что-нибудь, похожее на солнечный свет. В семь часов мне наконец-то повезло: комнату осветил солнечный лучик, и я, кое-как выбравшись на балкон, обнаружил, что облака поредели и сквозь них над лесом на востоке видно нестерпимо яркое пятно. Заготовленное ещё со вчера оборудование было немедленно собрано, вытащено на балкон и наведено на Солнце.

Таир-3С+Sony NEX-5
Оборудование для фотоохоты на Венеру


07ч 02м


07ч 06м

Минут через двадцать облачность начала понемногу рассеиваться.


07ч 20м


07ч 22м


07ч 30м


08ч 05м

Новый фильтр работал отлично, выдержки оказались куда более приемлемые, при том, что снимал я на чувствительности 400 единиц, а не 800. У меня даже возникла мысль позвонить на работу и взять отгул до часу пополудни, чтобы заснять весь процесс прохождения Венеры по Солнцу, однако в начале девятого с запада потянулась облачность, сначала лёгкая, а затем всё более и более плотная.

08ч 07м

Ещё минут через пять стало ясно, что снимать больше нечего: небо затянуло непроницаемой пеленой. Не оставалось ничего более, как собрать фототехнику и отправляться на работу. Впрочем, мне ещё относительно повезло: в других регионах страны тысячи, если не миллионы людей, мечтавших посмотреть редкое явление, какое случается даже не каждый век, вообще не увидели ничего из-за некстати испортившейся погоды. Чего уж говорить о жителях противоположного полушария, которым Солнце, находившееся в это время под горизонтом, не предоставило даже шанса.

Из-за не вовремя и не к месту набежавших облаков мне было подумалось, что увидеть, как Венера коснётся края дневного светила, уже не судьба, однако ближе к одиннадцати облачность понемногу начала рассеиваться, а к полудню, когда у меня начинался обеденный перерыв, от неё остались лишь лёгкие перистые облака, почти не мешавшие съемке. Прибежав на обед, я не стал отвлекаться на еду, а сразу же выкатил фоторужьё на прямую наводку. Медлить было нельзя: за прошедшие часы Венера успела подобраться к самому краю солнечного диска.


12ч 01м

 
12ч 24м

В 12.31 Венера соприкоснулась с краем солнечного диска и начала понемногу скрываться во внешней тьме.


12ч 29м


12ч 31м

Через девять минут Венера напоминала о себе лишь небольшой лункой на правом краю солнечного диска, в 12.45 лишь очень внимательный глаз мог различить щербинку, оставленную ярчайшей планетой земного неба, а вскоре исчезла и она.


12ч 39м


12ч 45м


12ч 47м

В 12 часов 48 минут по местному времени Солнце вернулось к своему обычному круглому виду, и ничто не напоминало о только что завершившемся уникальном астрономическом событии. Однако если кто-то по прочтении сего крео почувствовал себя лишившимся последнего шанса увидеть, как планета неспешно шествует по солнечному диску, и до был крайности этим огорчён, я напомню: кроме Венеры между Землёй и Солнцем умеет вклиниваться ещё и Меркурий, причём делает он это достаточно часто, причём дату следующего транзита ближайшей к Солнцу планеты запомнить очень просто: это будет День Победы, 9 мая 2016 года. А это, согласитесь, уже совсем-совсем скоро.

Оставьте комментарий