Свѣтъ с Востока

Ich sehe was, das siehst du nie

Краткое слово о весне, бабочках и пришествии новой эпохи

Оставьте комментарий

Здравствуйте, достопочтенные читатели, и позвольте довести до вашего сведения, что сей криатифф следует рассматривать как официальное и добровольное отречение от былых заблуждений, коим я следовал долгие годы. И пусть эта бабочка будет свидетелем моего деятельного раскаяния!

DSC08918

Да-да, в прошедшую субботу мне довелось собственными руками низвергнуть одну из догм, которой я многие годы следовал в своей фотографическо-натуристической деятельности. Звучала она так: «в макрофотографии автофокус бесполезен».

Справедливости ради надо отметить, что, покуда я пользовался исключительно зеркалками, это утверждение было правдиво. Сколько я ни пытался облегчить себе жизнь, задействовав автофокус в макродиапазоне, конечный результат зависел лишь от капризов фортуны. Фортуна же показала себя дамой крайне непредсказуемой, а потому, отправляясь в поля по бабочки, я привычно отключал на объективе автоматическую фокусировку и полагался исключительно на «глаз — алмаз», дававший результаты куда более надёжные и предсказуемые.

Последний раз я попытался автофокусироваться на бабочек осенью 2013 года, охотясь на бражников возле клумбы в парке Асахигаока. Пошёл я на этот шаг исключительно от отчаяния: окинавские бражники оказались столь суетливы и стремительны, что мой обычный приём с «фокусировкой перемещением фотографа» против них оказался бессилен. Однако и с автофокусом результат вышел совсем не впечатляющим: из отснятых трёх сотен кадров едва удалось насобирать полдесятка пригодных для демонстрации.

IMG_0810

Окинавский бражник

Однако робкая надежда всё изменить забрезжила ещё в далёком 2012-м в Бангкоке, когда я приобрёл к своей Sony NEX-5 30-миллиметровый макрообъектив и где-то через неделю, уже будучи на Ко Самете, благополучно снял с его помощью жука-носорога, нежданно-негадано заглянувшего в моё бунгало.

Жук-носорог с Ко Самета

Жук-носорог с Ко Самета

Фото получилось вполне каноническим, с резкостью «на ближнем глазу». К сожалению, тридцати миллиметров фокусного расстояния оказалось явно недостаточно для съёмки живых — и очень подвижных на жаре — макрофотомоделей, поэтому развить достигнутый успех удалось далеко не сразу. И, признаюсь, до поездки на Окинаву галерея под неофициальным названием «снято с автофокусом» пополнялась далеко не ударными темпами.

«Снято с автофокусом»

Тайский крабик

Тайский крабик

Papilio polytes. 24 августа 2013г., тематический парк «Okinawa World»

Бабочка «Common Mormon» (Papilio polytes)

DSC09584_33p

«Масляная цикада» с Окинавы

Паук из рода Агриопа

Паук из рода Агриопа

Цикада-2015-v3

Горная цикада

Однако возможность гонять точку автофокуса по всему кадру и фокусироваться с вытянутых рук и от земли, не приникая глазом к видоискателю, я оценил сразу, и потому с особым нетерпением ожидал, когда же, наконец, и для моей беззеркалки сделают что-нибудь подобное Canon 100/2.8L Macro, на целых пять лет ставшему моим главным инструментом в макрофотографии.

И вот это случилось: в самом начале 2016 года я наконец-то приобрёл Sony SEL-90M28G – долгожданный беззеркальный аналог макросотки от Кэнона. Приобретя же и убедившись в его работоспособности, вынужден был целых четыре месяца продержать его в тёмном шкафу, поскольку бабочки зимой в Сибири не летают, а иных поводов для его использования случилось удручающе мало.

Однако недавно зима наконец-то покинула наши края, снег обратился в лужи, проклюнулась первая зелёная травка, а зазимовавшие бабочки отогрелись и вылезли из убежищ, чтобы восхищать нас своими яркими и жизнерадостными цветами.

Проснувшись в субботу и обнаружив небо затянутым серой пеленой, я не ждал от погоды ничего хорошего и морально приготовился к сырому и дождливому выходному, однако голубая полынья на западе у самого горизонта понемногу расползлась на весь небосвод, к полудню над городом во всю свою весеннюю силу засияло солнышко и весь мир наполнился теплом и позитивом.

Разумеется, я не мог оставаться от всего этого в стороне и засобирался на пленэр с умыслом макрофотографически оттянуться после долгих зимних месяцев, наснимав множество всяких бабочек. Ну и, конечно же, опробовать новый объектив в том самом жанре, ради которого он был создан. Едва ступив в свои фотоугодья, я был немедленно окружён ошалевшими от весны и счастья бабочками, бесцеремонно усаживавшимися мне на рукава и даже на голову. Абсолютное большинство среди них, кстати, составляли крупные углокрыльницы L-белое, которых в раньше я в таких количествах не встречал. А вот углокрыльницы C-белое, в прошлые годы первыми встречавшие весну, все куда-то подевались: за всё время прогулки я заметил лишь одну такую бабочку.

Как ни много порхало бабочек вокруг меня, с фотографированием их возникли трудности: за время зимовки характер у них испортился и все они стали какими-то нервными и чересчур осторожными. Иной раз я не успевал подобраться к бабочке и на три метра, как она уже взлетала с насиженного места чтобы скрыться вдали. Однако терпение, наблюдательность и долгие годы практики позволили мне переупрямить своевольных чешуекрылых: заметив, что охотнее всего бабочки садятся на влажные пятна на коре деревьев (видимо, чтобы облизать вытекавший древесный сок), я уделил этим пятнам особое внимание, и дело пошло на лад.

Поначалу я пытался снимать на свою Sony A7 по старинке, «по-зеркальному», прикладываясь к видоискателю, однако скоро обнаружил, что могу не менее успешно снимать и с вытянутых рук, визируя по экранчику. А ещё я очень быстро сообразил, что автоматически фокусироваться можно не только на глазах бабочки, но и на спинке, и даже на основанию крыла (то бишь на том месте, где оно прикрепляется к груди), и что это не только существенно ускоряет съёмку, позволяя меньше беспокоиться о техническом аспекте, но и даёт дополнительную степень свободы выбора «что я хочу видеть резким на снимке».

Камера весело щёлкала, автофокус коротким писком подтверждал своё присутствие, бабочки самозабвенно мне позировали — в общем, жизнь была прекрасна. Смущала лишь одна мысль: что из этого получится? Не испытаю ли я горькое разочарование, увидев отснятое на большом экране и в стопроцентном масштабе? Не придётся ли отказаться от «высоких технологий» и вернуться к пристальному вглядыванию в видоискатель и «ловле» идеального фокуса вручную?

Домашний просмотр эти опасения сразу же развеял. Уютно расположившись в кожаном кресле, я въедливо изучал отснятый материал и с каждым последующим кадром всё сильнее погружался в печаль. Я давно успел привыкнуть к тому, что не менее половины кадров отправляется в брак как недостаточно резкие. Более того, я намеренно выискивал в своих кадрах признаки несовершенства — чтобы немедленно их искоренить. И это было хорошо и правильно, ибо только чудотворное и всеочищающее воздействие клавиши «Del» хранило мой фотоархив от переполнения гигабайтами недостаточно качественных снимков. Однако на этот раз дела обстояли из рук вон плохо: среди десятков отснятых дублей процент брака оказался много ниже, чем обычно.

Было время, когда я отправлял снимки в корзину с замиранием сердца, думая: «найдётся ли среди оставшихся хотя бы один достойный, или же время и силы были потрачены впустую, а бесценный шанс — навсегда упущен?» Теперь же меня, похоже, ожидает не менее тяжкая необходимость найти во множестве одинаково хороших кадров несколько самых-самых, и, удалив остальные, терзаться сомнениями, не ошибся ли я в своём выборе.

Но это будет лишь после, а пока — время радости. Ибо наступила новая эпоха, в которой автофокус в макрофото существует*!


* Только у беззеркальных камер

Оставьте комментарий