Свѣтъ с Востока

Ich sehe was, das siehst du nie


Оставьте комментарий

«Это вы можете», или немного о комете Понса-Брукса

Хотел бы я, достопочтенный читатель, порадовать тебя новостью, что на небе воссияла яркая и удивительная комета, и призвать тебя отложить на время свои будничные занятия, выйти из своего жилища, воззреть на запад и восхититься небывалым зрелищем. Хотел бы, да не могу. Ибо комета хоть и имеет место быть, однако выглядит не величественной пламенеющей звездою с хвостом на полнеба, а скромным туманным объектом пятой или около того звёздной величины. Ежели достопочтенный читатель не является искушённым ценителем «блуждающих звёзд», то, глядя на комету в типический «полевой» или «морской» бинокль, он решительно не поймёт, в чём прелесть маленького туманного пятнышка. И я не буду его за это осуждать.

Однако, вполне осознавая всю скромность ожидаемого зрелища, я всё равно с нетерпением ожидал возможности увидеть эту комету лично. Весна в наш уголок Восточной Сибири определённо решила не торопиться с приходом, так что многие вечера кряду мне приходилось наблюдать на небе только более или менее плотную облачность. Лишь первого апреля погода преподнесла приятный сюрприз: к восьми часам вечера тонкая облачная пелена большей частью рассеялась, обнажив ярко-синее закатное небо с немногочисленными пока ещё бриллиантами звёзд. На юго-западе над крышами домой переливался всеми цветами Сириус, в лучах заката сиял Юпитер, а в 14 градусах справа от него на вечернем небе можно было разглядеть и Гамаль — ярчайшую звезду созвездия Овна. Туда-то я и направил семикратный бинокль, поскольку комета должна была располагаться парой градусов левее Гамаля. Комету я тоже обнаружил — в виде, как уже говорил выше — туманного шарика, с тусклым, заметным лишь при внимательном рассмотрении, хвостиком.

Однако, как ни скромна была комета, я всё равно пожелал сделать её «фото на память», благо дело нехитрое. Штатив, астротрекер, 135-миллиметровый объектив, 40 кадров по 5 секунд, немного волшебства постобработки, и вуаля:

Комета Понса-Брукса, 1 апреля 2024 г., 20.30 KRAST

Комета Понса-Брукса, 1 апреля 2024 г., 20.30 KRAST

Я и не ожидал, что столь скромными средствами можно получить на фото проницание по звёздам до 11ᵐ. Но главное — на снимке отлично проработалась не только лишь сама комета, но и наиболее яркая часть её хвоста длиной около 1.5°!

Читать далее